Электронная подпись: что такое? как получить? как пользоваться?
Со вступлением в силу 63-ФЗ «Об электронной подписи» в 2011 году понятие электронно-цифровая подпись было упразднено и было введено понятие электронная подпись.
Что такое электронная подпись?
Мы привыкли говорить электронная подпись, но на самом деле говорим о ключе электронной подписи. Т.е. мы подписываем документ используя ключ электронной подписи, в результате получаем электронную подпись — небольшой объем дополнительной информации, сформированный в процессе подписи.
Электронная подпись (ЭП) — это дополнительная информация, возникающая в процессе каждого подписания документа ключом электронной подписи.
Где можно использовать электронную подпись?
Физические лица (ФЛ) могут использовать ЭП для работы в Госуслугах или ФНС как самозанятые, также при регистрации недвижимости в росреестре и при участии в торгах, в кадровом документообороте.
Юридические лица имеют больший список возможных применений:
- Сдача отчетности по каналам связи в ФНС,ПФР, Ростат, ФСС
- Работа в информационных системах ЛК ФНС, ЕГАИС (алкоголь), ЕГАИС (лес), Маркировка товаров (Честный знак), Таможня и т.д.
- Электронный документооборот (ЭДО, EDI)
- Электронные торги
Где получить электронную подпись?
ЭП выдает удостоверяющий центр (УЦ), аккредитованный Минцифры, по требованиям 63-ФЗ.
Электронная подпись в 2022 году?
С начала 2022 года вступили изменения в выдаче ЭП для юридических лиц (ЮЛ):
Получить ЭП на руководителей ЮЛ и ИП можно только в УЦ ФНС.
Получить ЭП для сотрудников ЮЛ, а также физических лиц, т.е. всем остальным можно в коммерческих УЦ.
Какие документы необходимы чтобы получить электронную подпись?
Обычно для получения ЭП достаточно предоставить оригинал паспорта и СНИЛС владельца, но в зависимости от назначения могут потребоваться дополнительные данные и документы подтверждающие их достоверность.
Какую электронную подпись выбрать?
Не все ключи электронной подписи одинаковы. Имеет значение как сама информация, включаемая в состав ЭП, так и устройство, на которое записывается ключ электронной подписи (ключевой носитель) и криптопровайдер, с помощью которого сформирован ключ ЭП. Также в некоторых системах используются криптопровайдеры и ключевые носители определенного типа.
Криптопровайдер — программа, осуществляющее криптографические преобразования и реализующая криптоалгоритмы, в результате которых мы получаем электронную подпись или зашифрованную (расшифрованную) информацию.
Для того, чтобы ключ ЭП работал на нужном вам портале или в нужной системе необходимо обратиться к нашим специалистам и они верно определят какой ключ, ключевой носитель и криптопровайдер нужно использовать.
Какие ключевые носители бывают?
Существует два типа ключевых носителей: со встроенным криптопровайдером и без криптопровайдера.
Принципиальное отличие между этими устройствами в том, что в первом случае для работы ключа требуется только установить драйвер для самого устройства и ключом можно пользоваться, т.к. криптопровайдер встроен в устройство. Во втором случае помимо драйвера потребуется установить криптопровайдер и приобрести отдельную лицензию, т.к. в данные устройства не встроен криптопровайдер.
Основные производители ключевых носителей: Компания «Актив» и Компания «Аладдин Р.Д.». В линейке продуктов данных производителей вы найдете оба типа ключевых носителей.
Важно!!! Устройства, которые вы используете в качестве ключевого носителя для ЭП, должны быть сертифицированы, т.е. иметь сертификат соответствия.
Что ещё нужно для работы ключа?
Если есть «правильный» ключ электронной подписи и работающий криптопровайдер, то вам останется только настроить рабочее место по инструкции системы, в которой вы собираетесь работать.
Также мы можете воспользоваться нашей помощью для настройки рабочего места.